Поиск работы в США.
1. Выходя на рынок мы оказываемся в положении либо покупателя либо продавца и рынок труда не является исключением. Более того, мы на этом рынке являемся продавцами, а компании и рекрутеры - покупателями. Товаром является способность выполнять те или иные обязанности, за которые покупатель готов платить деньги. Я часто вижу людей, которые пытаются отрицать свою роль как продавца. Это чуть ли даже не постыдно - продавать что-то. Вроде как приличный человек и хороший специалист ничего не продают, а только проходимцы так видят жизнь. Нас, в данном случае, интересует сам факт товарно-рыночных отношений, нежели отношение к этим отношениям разных людей. Чтобы успешно прокладывать свой путь в реальном мире мы должны иметь дело с реальностью и ни с чем больше. Поэтому мы, профессионально (а не по дилетантски) предлагая свой товар на рынке, должны четко, без всяких двусмысленности, определиться для начала с двумя вещами:
- что именно мы продаем, какой товар
- кому мы этот товар предлагаем (target market)
2. Наш товар
Предлагая себя в качестве работника, человек предлагает два принципиально различных типа качеств. Первый тип - это качества, требующие многих лет чтобы их создать. Например, образованность, способность выполнять рутинную работу, умение правильно вести себя в коллективе, аналитическое мышление, серьезное отношение к делу. Мы не можем сформировать этих качеств на трех-месячных курсах. Они или уже есть или их нет и они не скоро появятся. Если вообще когда-либо появятся.
Второй тип - умения и навыки, которые можно достаточно быстро приобрести. Инженера можно за пару месяцев научить на уровне, достаточном для успешного поиска работы тестера, таким вещам как HTML, Java******, Shell ******ing, Perl, XML, WinRunner, jUnit, SQL и еще много чему. Причем, всем сразу и всего за три месяца. Он не будет гуру ни в одном их этих навыков, но для дела - вполне достаточно. Соответсвенно, и ценность этого всего - три месяца жизни. Не год, не пять, не десять.
ВНИМАНИЕ ВОПРОС: какая группа качеств важнее при найме? Та, что приобретается за пару месяцев? Или та, что требует многих лет?
Парадокс рынка состоит в том, что, когда непосвященный в правила игры человек, изучает спрос по объявления в Интернете или в газетах, то у него складывается полная уверенность, что кроме чисто технических навыков ничто больше не востребовано. Там, правда, в этих объявлениях есть почти всегда смешные, лишенные реального содержания выкрутасы типа excellent:
- communication skills
- problem solving skills
- analytical skills
- team work
- hard work
- professional attitude, и тому подобное.
Ну, кто, скажите на милость, скажет что он тупой, ведет себя как свинья, затевает склоки и в гробу видел и эту компанию и team и менеджера. Как вообще это можно проверить если даже референсы человек тебе сам дает. Не станет же он посылать к кому-то, с кем в конфликте?
Теперь о реалиях рынка. Их в контексте сказанного две:
- без наличия критической массы перечисленных технических навыков в резюме Вас просто не позовут на интервью
- решение о найме происходит достаточно часто происходит преимущественно на основе ценностей первого типа, нежели второго. Более того, если Вы освоились с "наукой продавать себя", то Вы сумеете перевести акцент во время интервью на те ценности, которые у Вас есть, с тех, которых у Вас нет. Тем самым повышая вероятность получения офера.
В качестве некоторого отступления: вспомните известное правило 17 секунд. Довольно давно было опубликовано психологическое исследование о найме на работу, о факторах, реально на это влияющих. Оказалось, что решение принимается в первые 17 секунд. Последующие несколько часов интервью только закрепляют интуитивно, почти мгновенно, созревшее решение. Мы что-то поняли том знает этот человек С++ пока он пожимал нам руку и говорил дежурное "How are you doing?". Нет, конечно. Мы просто почувствовали, что это "наш" или "чужой".
Суммируя, я бы сказал так: мы несомненно должны иметь достаточные технические знания для успешного получения работы, но мы не должны абсолютизировать эту часть наших достоинств. Мы просто обязаны четко осознавать сами для себя ту колоссальную ценность, которая стоит за нами в умении и желании работать, разбираться в новом, приобретать знания на ходу с такой скоростью, которая не снилась 90% их нынешних сотрудников, в нашем стремлении обосноваться на новом месте и обосноваться по самому высокому стандарту.
3. Наша ниша на рынке.
Рынок Ай-Ти велик и на нем есть множество ниш и нишек. Более того, в одной профессиональной нише есть много уровней квалификации и множество специализаций. Если человек ищет работу не в "своей" нише, то у него будут проблемы, причем закономерно будут, всенепременно будут. Наиболее типичная ошибка новичка состоит в том, что он "готов на любую работу". Он, может и готов, но его нанять не готовы такого. Он составляет резюме типа "догадайся, мол сама кто я такой", он шлет его в такие места, где этому резюме нечего делать, он говорит рекрутерам такие вещи, которые нельзя говорить вслух. В результате мы имеем депрессию, агрессию, и весь прилагающийся букет с непременным утверждением, что рынка нет, спроса нет, эмигрантов не берут. наш инженер неотличим для них от монгольского пастуха, и т.д.
Где, на какой нише ищет работу новичок тестер?
а) очень эффективно искать короткие 3-6 месяцев контракты.
- Там практически нет осязаемой конкуренции. Люди, которые уже поработали (считай мы же, но через год) уже хотят чего-то посолиднее.
- Более того, поставьте себя на место тех, кто нанимает. Если я за ближайшие пару недель не найму человека на трехмесячный контракт, то через две недели мне придется уже искать кого-то на два месяца. А это уже намного тяжелее. Эти люди зажаты во ваременные тиски чудовищно, они спешат, у них нет времени сильно перебирать.
- Мало того, с такого контракта практически невозможно человека уволить как бы плох он не оказался - нового на его место взять практически невозможно. Итак, у начинающего тестера есть 3 (на самом деле, с продлениями сроков, до 5-6) месяцев на освоение профессии. Нормальный человек, работая как вол, ценя саму возможность чему-то научиться, за это время вырастет профессионально на 10 голов. Выйдя по окончании проекта на рынок, он легко получит на 10 баксов в час больше.
- поработав на 2-3х контрактах в течение года, человек приобретает не только широкий и разнообразный опыт, он теперь знаком с десятками людей по работе. И именно эти знакомства будут выводить его на следующую работу многие-многие годы.
б) Мы не отказываемся и от постоянной позиции тоже. Просто контракт получить легче.
в) Кто наши конкуренты за эту самую первую работу:
- студенты и свежие выпускники сити колледжа и непрестижных университетов. Подавляющее большинство из них - это выпускники по самым разным некомпьютерным профессиям.
- люди компьютерные, но с большим перерывом лет в пять. Они дисквалифицировались как программисты (рожали детей, не имели разрешения на работу) и считают, что могли бы работать тестерами
- люди с непонятным образованием, странным резюме, жутким переплетением работ в резюме (возил пиццу, настраивал сети, владелец автомастерской, программировал shareware). Они методом коврового бомбометания шарашат по всем адресам и это видно.
Серьезной конкуренции нет. Особенно, если человек имеет ударное резюме, знает куда его слать, знает как отвечать на вопросы.